|
Готичный день рожденья
Словесный перформанс Павла Лукьянова
На недавнем праздновании шестилетия поэтической студии «Литературная кухня» в библиотеке имени Волошина прошел творческий вечер поэта Павла Лукьянова. Возраст студии очень юный, но вполне уже сознательный, поэтому захотелось отметить его по-особому. Выключили электричество. Павел читал стихи при горящих на праздничном торте свечах, и это было настоящим перформансом.
Поэт Павел Лукьянов весьма непрост. Он вроде бы и пишет в рифму и со знаками препинания, но уже не использует прописных и строчных. Он вроде бы ассоциативен и находится вне классической силлаботонической логики и прямолинейности, однако при этом на редкость антидепрессивен и ненадрывен. Хотя при этом нельзя сказать, что в текстах его вовсе нет отзвука внутреннего конфликта.
Павел Лукьянов и его перформанс.
Фото автора
Учился поэт в МГТУ имени Баумана и в Литературном институте, умудрился стать кандидатом технических наук, работал инженером, участвовал в разработке детектора черной материи и создании синхротрона, был сценаристом, писал стихи и рассказы, в 2008 году получил титулы «Короля поэтов русского зарубежья» и «Короля королей поэтов русского зарубежья», жил на Урале, в Женеве, Китае и Испании...
Мир часто невесел, но хорош, потому что он – волшебный. «Мальчик шел по тротуару, а потом его не стало/ Мальчик сел на одеяло, а оно под ним пропало/ Мальчик встал на самокат, а на нем – уже стоят/ Мальчик смотрит на луну, и не видит ни одну... Мальчик улыбался много, но грустна была дорога/ Мальчик забежал в автобус, а земля – огромный глобус».
В некоторых стихах Павла лирический герой предстает перед публикой неким полубогом или шаманом: «я приеду: и будут дети,/ напущу на тебя силу/ – ничего недоступного нету!/ – говорил и показывал милый./ мама, выгни покруче спину/ одолей старика дремота/ я беру на свою шею/ обо всех мелочах заботу...» Иногда процесс сотворения стиха самоценен, он происходит исключительно спонтанно. Даже автор не подозревает, чем он окончится: «бык на компьютер встал, трещину распустил,/ опять пастуху год в тумане ходить без сил./ река открывает глаза, сова закругляет полет,/ сын в рюкзаке лежит и с папой быка пасет...» Полусказка-полуколыбельная приводит читателя-слушателя к выводу, что «в каждой большой стране есть потихоньку-страна/ личный крутой бык и в яблоках серых луна», отсылая его таким образом к младенчески-архетипическим образам и представлениям. А они уже, встраиваясь в ментальный аппарат слушателя, облегчают его каждодневную тягостную бренность.
В общем, Павел Лукьянов всех очаровал. В благодарность за словесный перформанс руководитель студии Светлана Рахманова наградила Павла Орденом Чашечки (видимо, названного так в честь стихотворения «Разбилась чашечка о край стола...» Бориса Ильина, который когда-то очень давно начинал на «Литературной кухне»). Далее читали по кругу поэты Марина Мамонова, Надежда Егорова, Алексей Самойлов, Станислав Зотов, Анна Сазонова, Анна Дузькрятченко, Наталья Бирюкова, Игорь и Полина Дуардович и многие другие. В завершение Константин Зайцев, председатель московского теософического общества, прочитал собственноручно переведенный прозаический отрывок готического произведения.
НГ EX LIBRIS от 10.11.2011
Автор: Мария Попова
Оригинал статьи
|
|